:::| ТРАКСЬЁН-АВАН’тюристы
в Южной АФРИКЕ |:::
Кто
бы мог предположить,
что целому поколению
машин в наследство
от «папочки»
достанется
не только громкое
имя, но и дух
редкостного
авантюризма
и азарта, присущий
французу Андре
Ситроену... Легендарные
автомобили
марки Ситроен
TRACTION AVANT («Траксьён
Аван», что означает
«передний привод»),
выпускавшиеся
с 1934 по 1957 год, по сей день не
перестают удивлять
своими путешествиями
весь современный
мир: они покоряют
Европу, Австралию,
Америку, Африку...
Ралли на этих
автомобилях
уже стали ежегодным
событием благодаря
энтузиастам,
которые не только
помнят историю
Citroen, но и претворяют
в жизнь новые
приключенческие
проекты для
продолжения
раллийной летописи
одного из самых
красивых «классических»
автомобилей
середины ХХ
века.
После
успешного опыта
ралли "Dundee" в Австралии,
"Yankee" в США и "Hannibal"
в Тунисе экипажи
20 машин снова
собрались вместе
- для очередного
ралли «Tracbar ZULU 2004»... Ралли
Тракбар – это
не спортивная
гонка и не соревнование,
это путешествие
в «семейном
духе». Может,
и не все путешествуют
целыми семьями,
но ведь главное
– одна большая
семья «Ситроенов
ТА». Несмотря
на «национальность»
автомобилей,
в нашей «Зулусской
семье» были
и немцы, и бельгийцы,
и швейцарцы,
ведь прикоснуться
к частичке истории
(хоть и французской)
возможность
достаточно
редкая. Что
толкало всех
этих людей на
столь нелегкое
и длительное
путешествие
на автомобилях
прошлой эры?
В чем прелесть
чувствовать
себя кочевником
в вечной дорожной
пыли, почему
люди целыми
семьями выбирают
на время своего
отпуска не уютный
домик на берегу,
а автомобиль,
хоть и легендарный?
Все подобные
вопросы отпали
сами собой в
первый же день
путешествия.
Ведь стоило
сесть за руль
Траксьёна и
тронуться, как
мгновенно погрузился
в другую реальность.
Это реальность,
где Traction Avant не просто
старинный автомобиль,
а особый вид
искусства -
«искусства путешествовать»
по самым неожиданным
и красивым маршрутам
мира. И еще, именно
в такой «семье»
начинаешь понимать
отличие туриста
от путешественника:
турист совершает
туры ради удовольствия,
а путешественник
путешествует
ради открытий.
Начало
наших южноафриканских
открытий было
положено в городе
Дурбан на восточном
побережье ЮАР,
и уже в первый
вечер в регионе
Ква-Зулу-Наталь
мы вместе с
местными зулусами
исполняли ритуальные
танцы вокруг
костра – своеобразное
знамение начала
одноименного
ралли. Самый
лучший способ
открыть для
себя новую страну
– это знакомство
с ее людьми.
Именно при соприкосновении
с местными жителями
мы приобрели
самые сильные
эмоции, которые
еще долго резонировали
в сердце отблесками
огня и звуками
барабанов. Контакты
с людьми происходили
повсюду: мимолетный
обмен овациями
с местными жителями
на обочине дорог,
заученные ответы
на одни и те
же вопросы на
бензоколонках
и остановках:
«Кто Вы», «Откуда»,
«Что за автомобиль,
какого года»,
«Ничего себе!».
Есть в этом
автомобиле
прошлых лет
какая-то притягательная
сила для всех,
кто его видит.
«Вот Роллз Ройз
вызывает у бедных
людей зависть
и злость, а Траксьён
– только добродушную
улыбку и нескрываемую
радость». Контакты
с африканской
полицией носили
уже постоянный
характер. Но
за всей этой
строгостью
проверок всегда
проглядывал
элементарный
интерес к автомобилю. Свазилэнд...
Для самой маленькой
страны южного
полушария и
последней монархии
Африки лично
у меня не оказалось
визы.
Решили ехать,
что называется,
напролом: улыбки
на лице, звуки
клаксонов..
Сработало: пограничники
улыбались в
ответ и изображали
некие приветственные
знаки, а вместо
того, чтобы
проверять документы,
позировали
перед камерой. Национальный
парк Крюгер,
старейшая резервация
диких животных,
царство редчайших
видов африканской
фауны и флоры.
Саванна, обнесенная
металлической
сеткой, размером
с небольшую
европейскую
страну с системой
разнообразных
дорог и дорожек:
было где разгуляться
«переднекопытным»...
То есть «переднеприводным».
Вообще-то, у
этого автомобиля
есть одна «звериная»
черта в облике:
именно этот
легко узнаваемый
силуэт гепарда,
готовящегося
к прыжку, принес
Ситроену ТА
в свое время
популярность
у ценителей
изящных вещей.
Может быть поэтому,
порой, встречая
на дорогах парка
туристов, мы
становились
объектом съемки
даже в большей
степени, чем
сами экзотические
животные...
Южная
африканская
ночь с максимальным
количеством
звёзд и со сладким
вкусом местной
Амарулы со льдом
(ликер из плодов
«слоновьего
дерева»),
легкий ветерок,
рёв царей и
цариц природы...
В первый раз
я засыпала в
«руф-тенте» («roof-tent»).
Запахи Африки,
вкусы Африки,
звуки Африки..
Никогда еще
не приходилось
быть в такой
близости с дикой
природой. Порой
автомобиль
становился
настоящим убежищем
– целый день
«охотились»
на диких животных,
а покидать машину
было не только
запрещено, но
и страшно. Но
Траксьён настолько
комфортный
автомобиль,
что спать в
салоне можно
было как на
мягком диване
дома у телевизора
с передачей
«В мире животных»
в качестве «Техниколор». Большие
площади и расстояния
Ботсваны с малым
количеством
дорог и рассеянными
деревеньками.
Преуспевающая
дорогая страна
за счет месторождений
алмазов... Недоумеваю,
почему все-таки
на границе у
меня просили
600 евро за визу? Ботсвана
также запомнилась
своими недисциплинированными
пешеходами,
переходящими
дорогу где попало
и как попало,
целыми семьями,
важно и величаво,
то и дело, направляя
свои хоботы
в нашу сторону.
Здесь даже автомобили
с преклонным
возрастом должны
считаться с
их правилами. А в
Зимбабве мы
повстречали
необычных, но
достаточно
назойливых
местных энтузиастов
«переднего привода»
ТА, которые
без спроса пытались
то под капот
залезть, то
лобовое стекло
почистить. Замбийские
бушмены рассказали
легенду: «Бог
дал каждому
животному по
одному семени,
чтобы посадить.
Гиена очень
рассердилась,
что получила
свое семя самой
последней, и
вырастила...
баобаб..». Обычной
стала утренняя
процедура брифинга.
Командор раздавал
легенды маршрута
(«road-book»). Ведь основную
часть времени
экипажи передвигались
не в колонне,
а самостоятельно,
в поисках своей
собственной
Африки… Намибия
преподнесла
нашему приключенческому
счастью разнообразие
бездорожья,
песков и пыли.
Вообще, среди
нас не было
ни одного человека,
который бы равнодушно
относился к
вождению Ситроена
ТА. Оказаться
за рулем этого
автомобиля
с полувековой
историей – значит,
преодолеть
в себе внутренние
предрассудки,
что древний
автомобиль
как любой «антиквариат»
нужен для хранения
в гараже или
на выставочном
стенде. Но этот
автомобиль,
как живое существо,
которое требует
полноценной
автомобильной
жизни! Первая
передача.. и..
уже просто не
остановиться!
И лишь на подъемах
чувствуешь
его тяжелое
дыхание…
Лишенный
любого электронного
оснащения, Ситроен
ТА по всем техническим
параметрам
сведен к простоте
совершенных
концепций. Этот
автомобиль
превратился
в настоящий
«механизм для
путешествий»
с ключевыми
факторами успеха:
комфорт, надежность
и привлекательность. Конечно,
как любое длительное
путешествие,
наше африканское
ралли не обошлось
и без поломок.
В общей сложности
африканского
бездорожья
не выдержало
4 двигателя,
которые заменялись
по ночам экипажем
технического
сопровождения
(«back-up»), что обеспечивало
постоянное
движение по
намеченному
маршруту. Слово
«Namib» означает «страну,
где ничего нет».
Можно было ехать
по дороге целый
день и не встретить
ни одной машины.
А, если и встречались
какие-то автомобили,
то, зачастую,
назвать их средствами
передвижения
уже было нельзя.
Еще
один Национальный
парк, Этоша,
«белое засушливое
пространство»,
«белая безграничность
на Черном Континенте»,
порадовал наше
приключение
«Тракбар Зулу»
общением с дикой
природой. Жирафы,
слоны, зебры
в изобилии пылили
дорогу... А порой
водителям
Ситроенов следовало
быть на чеку
и в случае недовольства
более крупных
животных проявлять
ловкость в искусстве
экстремального
вождения. На
протяжении
всего ралли
царила атмосфера
семьи, общения
и радости. Перед
Каньоном Фиш-Ривер,
«большим и величественным,
как Американский
Большой Каньон,
но без толп
народа и ограждений»,
наши машинки
исполнили танец
Конга
в знак прощания
с пестрой
страной Намибией.
На
заключительных
этапах нашего
путешествия
мы не смогли
отказать себе
в удовольствии
дегустации
лучших южно-африканских
вин. Ну что может
быть лучше французского
шикарного автомобиля
и бокала хорошего
сухого вина! Как
ни грустно было
осознавать,
наше знакомство
с Южной Африкой
подходило к
концу. В общей
сложности, «переднеприводные»
Ситроены 50-60-летней
давности пересекли
за 25 дней 6 южноафриканских
стран и преодолели
примерно 8,5 тысяч
километров
африканских
дорог, а порой
и бездорожья.
Все вместе,
одной семьей
мы открывали
африканские
красоты пустынь,
национальных
парков, дюн;
преодолевали
африканское
бездорожье
с пылью, водой,
песками. Мы
пересекли мечту
каждого советского
ребенка, реку
Лимпопо; мы
стали свидетелями,
как спокойные
воды Замбезе
превращаются
в беспредельный
хаос водопада
Виктория с его
объемом воды
в 40 олимпийских
бассейнов. Мы
наслаждались
захватывающими
видами изрезанного
рельефа Африканского
Континента..
Мы видели пламенные
закаты «страны
огня».
От
восточного
побережья Южной
Африки, Свазиленд,
Ботсвану, Зимбабве,
Замбию, Намибию
к юго-западной
кульминационной
точке нашего
путешествия,
наиболее изолированной
на Земле метрополии:
Кейп Таун. Здесь
мы испытали
возвращение
к шумной цивилизации.
Мне
казалось, что
нашей общей
мечтой было
достичь географической
легенды - Мыса
Доброй Надежды,
чтобы получить
«благословение
двух океанов».
Но именно там
я поняла, что
хотела бы оттянуть
этот прощальный
момент с Африкой
на еще какое-то
время. Мое
сознание настолько
было пропитано
вкусом Африки,
а привязанность
к нашему верному
спутнику и другу
Нэльсону, 11В
1954 года, была настолько
велика, что
я потом еще
долго все это
видела во снах.
Переднеприводные
Ситроены поражают
своей неувядающей
красотой и массовостью,
а участники
ралли Тракбар
– нескрываемой
неугомонностью
и вечным движением..
Смотришь на
них и думаешь:
авантюризму
все возрасты
покорны. Да,
что касается
возраста, то
все-таки еще
не совсем понятно,
«кто кого»! Да
и так ли это
важно? Безусловно,
самое главное
приобретение
таких путешествий
- союз людей
и машин, союз
двух эпох. Приключения
людей и машин
продолжаются!
Татьяна
Парфишина Фото
автора.
|