:::| ТРАКСЬЁН-АВАН’тюристы в Южной АФРИКЕ |:::

 

          Кто бы мог предположить, что целому поколению машин в наследство от «папочки» достанется не только громкое имя, но и дух редкостного авантюризма и азарта, присущий французу Андре Ситроену... Легендарные автомобили марки Ситроен TRACTION AVANT («Траксьён Аван», что означает «передний привод»), выпускавшиеся с 1934 по 1957 год, по сей день не перестают удивлять своими путешествиями весь современный мир: они покоряют Европу, Австралию, Америку, Африку... Ралли на этих автомобилях уже стали ежегодным событием благодаря энтузиастам, которые не только помнят историю Citroen, но и претворяют в жизнь новые приключенческие проекты для продолжения раллийной летописи одного из самых красивых «классических» автомобилей середины ХХ века.

 

            

 

          После успешного опыта ралли "Dundee" в Австралии, "Yankee" в США и "Hannibal" в Тунисе экипажи 20 машин снова собрались вместе - для очередного ралли «Tracbar ZULU 2004»... Ралли Тракбар – это не спортивная гонка и не соревнование, это путешествие в «семейном духе». Может, и не все путешествуют целыми семьями, но ведь главное – одна большая семья «Ситроенов ТА».

          Несмотря на «национальность» автомобилей, в нашей «Зулусской семье» были и немцы, и бельгийцы, и швейцарцы, ведь прикоснуться к частичке истории (хоть и французской) возможность достаточно редкая. Что толкало всех этих людей на столь нелегкое и длительное путешествие на автомобилях прошлой эры? В чем прелесть чувствовать себя кочевником в вечной дорожной пыли, почему люди целыми семьями выбирают на время своего отпуска не уютный домик на берегу, а автомобиль, хоть и легендарный? Все подобные вопросы отпали сами собой в первый же день путешествия. Ведь стоило сесть за руль Траксьёна и тронуться, как мгновенно погрузился в другую реальность. Это реальность, где Traction Avant не просто старинный автомобиль, а особый вид искусства - «искусства путешествовать» по самым неожиданным и красивым маршрутам мира. И еще, именно в такой «семье» начинаешь понимать отличие туриста от путешественника: турист совершает туры ради удовольствия, а путешественник путешествует ради открытий.

 

            

 

          Начало наших южноафриканских открытий было положено в городе Дурбан на восточном побережье ЮАР, и уже в первый вечер в регионе Ква-Зулу-Наталь мы вместе с местными зулусами исполняли ритуальные танцы вокруг костра – своеобразное знамение начала одноименного ралли. Самый лучший способ открыть для себя новую страну – это знакомство с ее людьми. Именно при соприкосновении с местными жителями мы приобрели самые сильные эмоции, которые еще долго резонировали в сердце отблесками огня и звуками барабанов.

          Контакты с людьми происходили повсюду: мимолетный обмен овациями с местными жителями на обочине дорог, заученные ответы на одни и те же вопросы на бензоколонках и остановках: «Кто Вы», «Откуда», «Что за автомобиль, какого года», «Ничего себе!». Есть в этом автомобиле прошлых лет какая-то притягательная сила для всех, кто его видит. «Вот Роллз Ройз вызывает у бедных людей зависть и злость, а Траксьён – только добродушную улыбку и нескрываемую радость». Контакты с африканской полицией носили уже постоянный характер. Но за всей этой строгостью проверок всегда проглядывал элементарный интерес к автомобилю.

          Свазилэнд... Для самой маленькой страны южного полушария и последней монархии Африки лично у меня не оказалось визы. Решили ехать, что называется, напролом: улыбки на лице, звуки клаксонов.. Сработало: пограничники улыбались в ответ и изображали некие приветственные знаки, а вместо того, чтобы проверять документы, позировали перед камерой.

          Национальный парк Крюгер, старейшая резервация диких животных, царство редчайших видов африканской фауны и флоры. Саванна, обнесенная металлической сеткой, размером с небольшую европейскую страну с системой разнообразных дорог и дорожек: было где разгуляться «переднекопытным»... То есть «переднеприводным». Вообще-то, у этого автомобиля есть одна «звериная» черта в облике: именно этот легко узнаваемый силуэт гепарда, готовящегося к прыжку, принес Ситроену ТА в свое время популярность у ценителей изящных вещей. Может быть поэтому, порой, встречая на дорогах парка туристов, мы становились объектом съемки даже в большей степени, чем сами экзотические животные...

 

            

 

          Южная африканская ночь с максимальным количеством звёзд и со сладким вкусом местной Амарулы со льдом (ликер из плодов «слоновьего дерева»), легкий ветерок, рёв царей и цариц природы... В первый раз я засыпала в «руф-тенте» («roof-tent»). Запахи Африки, вкусы Африки, звуки Африки.. Никогда еще не приходилось быть в такой близости с дикой природой. 

          Порой автомобиль становился настоящим убежищем – целый день «охотились» на диких животных, а покидать машину было не только запрещено, но и страшно. Но Траксьён настолько комфортный автомобиль, что спать в салоне можно было как на мягком диване дома у телевизора с передачей «В мире животных» в качестве «Техниколор».

          Большие площади и расстояния Ботсваны с малым количеством дорог и рассеянными деревеньками. Преуспевающая дорогая страна за счет месторождений алмазов... Недоумеваю, почему все-таки на границе у меня просили 600 евро за визу?

Ботсвана также запомнилась своими недисциплинированными пешеходами, переходящими дорогу где попало и как попало, целыми семьями, важно и величаво, то и дело, направляя свои хоботы в нашу сторону. Здесь даже автомобили с преклонным возрастом должны считаться с их правилами.

          А в Зимбабве мы повстречали необычных, но достаточно назойливых местных энтузиастов «переднего привода» ТА, которые без спроса пытались то под капот залезть, то лобовое стекло почистить.

          Замбийские бушмены рассказали  легенду: «Бог дал каждому животному по одному семени, чтобы посадить. Гиена очень рассердилась, что получила свое семя самой последней, и вырастила... баобаб..».

          Обычной стала утренняя процедура брифинга. Командор раздавал легенды маршрута («road-book»). Ведь основную часть времени экипажи передвигались не в колонне, а самостоятельно, в поисках своей собственной Африки…

          Намибия преподнесла нашему приключенческому счастью разнообразие бездорожья, песков и пыли. Вообще, среди нас не было ни одного человека, который бы равнодушно относился к вождению Ситроена ТА. Оказаться за рулем этого автомобиля с полувековой историей – значит, преодолеть в себе внутренние предрассудки, что древний автомобиль как любой «антиквариат» нужен для хранения в гараже или на выставочном стенде. Но этот автомобиль, как живое существо, которое требует полноценной автомобильной жизни! Первая передача.. и.. уже просто не остановиться! И лишь на подъемах чувствуешь его тяжелое дыхание…

 

            

 

          Лишенный любого электронного оснащения, Ситроен ТА по всем техническим параметрам сведен к простоте совершенных концепций. Этот автомобиль превратился в настоящий «механизм для путешествий» с ключевыми факторами успеха: комфорт, надежность и привлекательность.

          Конечно, как любое длительное путешествие, наше африканское ралли не обошлось и без поломок. В общей сложности африканского бездорожья не выдержало 4 двигателя, которые заменялись по ночам экипажем технического сопровождения («back-up»), что обеспечивало постоянное движение по намеченному маршруту.

          Слово «Namib» означает «страну, где ничего нет». Можно было ехать по дороге целый день и не встретить ни одной машины. А, если и встречались какие-то автомобили, то, зачастую, назвать их средствами передвижения уже было нельзя.

          Еще один Национальный парк, Этоша, «белое засушливое пространство», «белая безграничность на Черном Континенте», порадовал наше приключение «Тракбар Зулу» общением с дикой природой. Жирафы, слоны, зебры в изобилии пылили дорогу... А порой водителям Ситроенов следовало быть на чеку и в случае недовольства более крупных животных проявлять ловкость в искусстве экстремального вождения.

          На протяжении всего ралли царила атмосфера семьи, общения и радости.

          Перед Каньоном Фиш-Ривер, «большим и величественным, как Американский Большой Каньон, но без толп народа и ограждений», наши машинки исполнили танец Конга  в знак прощания с  пестрой страной Намибией.

          На заключительных этапах нашего путешествия мы не смогли отказать себе в удовольствии дегустации лучших южно-африканских вин. Ну что может быть лучше французского шикарного автомобиля и бокала хорошего сухого вина!

          Как ни грустно было осознавать, наше знакомство с Южной Африкой подходило к концу. В общей сложности, «переднеприводные» Ситроены 50-60-летней давности пересекли за 25 дней 6 южноафриканских стран и преодолели примерно 8,5 тысяч километров африканских дорог, а порой и бездорожья. Все вместе, одной семьей мы открывали африканские красоты пустынь, национальных парков, дюн; преодолевали африканское бездорожье с пылью, водой, песками. Мы пересекли мечту каждого советского ребенка, реку Лимпопо; мы стали свидетелями, как спокойные воды Замбезе превращаются в беспредельный хаос водопада Виктория с его объемом воды в 40 олимпийских бассейнов. Мы наслаждались захватывающими видами изрезанного рельефа Африканского Континента.. Мы видели пламенные закаты «страны огня».

 

      

 

          От восточного побережья Южной Африки, Свазиленд, Ботсвану, Зимбабве, Замбию, Намибию к юго-западной кульминационной точке нашего путешествия, наиболее изолированной на Земле метрополии: Кейп Таун. Здесь мы испытали возвращение к шумной цивилизации.

Мне казалось, что нашей общей мечтой было достичь географической легенды - Мыса Доброй Надежды, чтобы получить «благословение двух океанов». Но именно там я поняла, что хотела бы оттянуть этот прощальный момент с Африкой на еще какое-то время.

          Мое сознание настолько было пропитано вкусом Африки, а привязанность к нашему верному спутнику и другу Нэльсону, 11В 1954 года, была настолько велика, что я потом еще долго все это видела во снах.

          Переднеприводные Ситроены поражают своей неувядающей красотой и массовостью, а участники ралли Тракбар – нескрываемой неугомонностью и вечным движением.. Смотришь на них и думаешь: авантюризму все возрасты покорны. Да, что касается возраста, то все-таки еще не совсем понятно, «кто кого»! Да и так ли это важно? Безусловно, самое главное приобретение таких путешествий - союз людей и машин, союз двух эпох.

          Приключения людей и машин продолжаются!

 

Татьяна Парфишина

Фото автора.

 

 

 

           

 

главная страница >